RU

EN

Всероссийский бал выпускников «Алые паруса»

24 июня 2005 г., Санкт-Петербург
Световое шоу на стенах Петропавловской крепостиСвето-пиротехническое шоу в акватории НевыПиротехнический спектакль в Санкт-ПетербургеМультимедийный спектакль для выпускниковМногоярусный фейерверк с трёх баржЗолотой дождь финального залпа

В 2005 году в Санкт-Петербурге решили восстановить традицию празднования выпускного бала «Алые паруса» на Неве. Главное действующее лицо праздника — фрегат с алыми парусами, как символ надежд, молодости, любви. В образе прошлого была ностальгия и грусть, теперь он стал уверенным в себе, полным достоинства. Начиная с 2005 года финал праздника проходит в формате мультимедийного спектакля в акватории Невы рядом со стрелкой Васильевского острова.

Проход корабля сопровождается масштабным мультимедийным шоу, полностью синхронизированным с музыкой. В представлении использованы технические инновации со всего мира, сложнейшая постановка требует серьёзного подхода к каждой детали. Такого праздника нет больше ни в одной стране мира, это ли не повод для гордости?

Подготовка

Опыт подобной работы у нас был в Казани и Нижнем Новгороде, однако эти постановки не имели кругового обзора (были без мёртвых зон). Пиротехнические баржи нужно было расположить так, чтобы они не создавали трудностей при проходе фрегата, а шоу комфортно увидело максимальное количество зрителей.

Центральная баржа имеет осадку 3,5 метра (фланговые меньше). При установке на буксиры люфтовый ход составляет приблизительно 10 метров в продольном и поперечном направлениях. С учётом сезонных колебаний уровня воды получаем, что разрешённые глубины не менее 4,3 метра.

В этой зоне можно поставить баржи исходя из карты глубин
В этой зоне можно поставить баржи исходя из карты глубин

На время установки барж на рейд перекрыть фарватеры невозможно, кроме того в воде множество «воронок». Это заметно сокращает рабочее пространство, баржи с посадочной линией в 250 метров нужно установить между фарватерами.

Место для барж с пиротехникой между фарватерами
Место для барж между фарватерами

Композиция шоу состоит из трех рабочих планов. На первом плане движется фрегат с алыми парусами и работает водный перформанс — отдельный постановочный номер с участием катеров. Второй план — это фейерверк и пиротехника на баржах (линейный фронт), третий — световое шоу на стенах Петропавловской крепости. Центральная ось композиции проходит через шпиль Петропавловской крепости с одной стороны и Зимнюю канавку, место выхода катеров для перформанса.

Композиция шоу состоит из трех рабочих планов построенных по осям
Вся композиция построена по осям

Баржи размещаем так, чтобы композиционная ось проходила через центральную баржу, а «посадочная линия» своим продолжением пересекала Троицкий мост в самом его начале. Это положение гарантирует максимальный обзор и зрелищность при максимальной безопасности.

Так композиция мультимедийного шоу выглядит сверху
Так композиция выглядит сверху

После того как основная композиция выстроена, остается найти удобные места для вип-яхт и обеспечить зрителям на них хороший обзор. Чтобы яхты не попадали в кадр и не мешали телесъемкам, разносим их в диаметрально противоположные стороны и максимально прижимаем к мостам. Центральная ось обзора каждой яхты проходит через середину центральной баржи. Гости на первой яхте увидят все обозначенные планы, а на второй — ту же пиротехническую картину, только зеркально отраженную, с Зимним дворцом и Ростральными колоннами на третьем плане.

У яхты-1 более выгодное положение — это первый ряд партера
Схема расположения зрителей для просмотра крупномасштабных шоу
На этой схеме показаны партер, ярусы и галёрка

Монтаж. День первый

Вся подготовительная работа ведется в порту, в день представления баржи с фейерверком отбуксируют на стрелку Невы. Монтаж занимает трое суток. Достаточно прохладно, сильный боковой ветер, временами идёт дождь. Всем рабочим процессом руководит технический директор Слава Мащенко.

Всем рабочим процессом руководит технический директор Слава Мащенко
Трейлеры с пиротехникой и оборудованием задержались в пути на шесть часов. Ещё час потеряли в ожидании грузчиков
Пиротехническое оборудование занимает своё место на баржах
Электрокаров нет, приходится разносить всё оборудование вручную
Монтаж пиротехнической части шоу
Нужен километр плёнки — звонок администратору
Решение рабочих моментов «не отходя от кассы»
Есть вопрос по подключению — задай его Славе
Тест пиротехнического материала
Протестировать факел — тоже к нему

День второй

Расписание дня:
6:30 — подъём;
7:00 — завтрак;
7:30 — выезд в порт;
8:00 — начало работ на монтаже;
14:00 — обед, еду привозят прямо в порт;
19:00 —ужин, тоже в порту;
22:00 — окончание работ на монтаже;
22:15 — выезд в отель;
до 00:00 — свободное время (у программистов и дизайнеров ещё есть работа).

Зарядка стволов и подготовка оборудования к фейерверку
Работа по зарядке римских свечей
Всё оборудование должно быть герметично упаковано, хорошо закреплено и тщательно проверено
Всё оборудование должно быть герметично упаковано, хорошо закреплено и тщательно проверено
Подключение управляющих приборов
Если есть вопросы — идите… к Славе

Для водного перформанса сделали 24 ручных пиротехнических стенда для установки на катерах. Каждый стенд состоял из 11 пиротехнических зарядов и управлялся индивидуальным пультом.

Для водного перформанса сделали 24 ручных пиротехнических стенда для установки на катерах
Монтаж 24 стендов бригадой из трёх человек занял 8 часов

День третий

До 14:00 ещё работали в порту, потом баржи потянули на стрелку Невы.

Одна из фланговых барж носит имя Б.Г., ей 102 года
Транспортировка барж к месту проведения мультимедийного шоу
Чтобы буксир мог пройти под мостом, команда прижимает все антенны
Баржи встали на рейд, с них открывается отличный вид
Баржи встали на рейд, с них открывается отличный вид
Пультовой оператор тестирует программу фейерверка
Пультовой оператор Илья Бирюков тестирует программу фейерверка
Всё готово к началу грандиозного шоу
Всё готово — ключ на старт

Шоу

Всё шоу синхронизировано с музыкой и прописано по долям, общее время водного спектакля — 25 минут. Подсветка башни и стен Петропавловской крепости (художник Глеб Фильштинский) работает на протяжении всего спектакля.

Петропавловская крепость — это великолепная естественная декорация для шоу
Петропавловская крепость — это великолепная естественная декорация

Проход «Штандарта» с алыми парусами — это один из ключевых эпизодов. Действо рассчитано на 15 минут. Корабль высвечивается внешними световыми прожекторами, а паруса освещаются изнутри приборами заливного света, установленными на палубе.

Фрегат Штандарт — главный действующий персонаж на «Алых парусах»
Фрегат — главный действующий персонаж

Фейерверк «второго плана» работает фоном для корабля. Очень важна точность прохода фрегата во времени и пространстве, маршрут и скорость движения «Штандарта» выверены с точностью до 10 метров и 10 секунд. Корабль идёт по ориентирам: если при прохождении заданной точки он опаздывает или опережает время, скорость корректируется. Чтобы не попасть в опасную зону фейерверка, фрегат держится на расстоянии 250—300 метров от пиротехнических барж и максимально прижимается к Дворцовой набережной.

Оператор контролирует заход корабля в опасную зону
Оператор контролирует заход корабля в опасную зону
В момент прохода корабля в центральной сцене использовалась только немецкая и испанская пиротехника безопасная для близко расположенных объектов
В момент прохода корабля в центральной сцене использовалась только немецкая и испанская пиротехника: яркая и заметная даже на светлом небе и безопасная для близко расположенных объектов

Весь фейерверк запрограммирован заранее и управляется компьютером, в случае нештатной ситуации оператор останавливает пиротехническую программу нажатием кнопки «стоп». На случай попадания фрегата в зону обстрела и вынужденной остановки фейерверка был предусмотрен план «Б»: на баржах установили несколько дополнительных независимых линий пиротехники. Они позволяли сделать вручную пиротехническое шоу без синхронизации с музыкой приблизительно на 60 секунд, если бы этого потребовали обстоятельства. К счастью, ошибки фрегата не были столь существенными, чтобы прервать основной фейерверк.

После шоу

Шоу потребовало много физических и моральных сил
Шоу потребовало много физических и моральных сил

На следующий день часть команды разъехалась по питерским друзьям, другие отправились на прогулку по городу.

Команда «Орион-Арт» в Санкт-Петербурге после шоу «Алые паруса»

В 2005 году таких масштабных шоу, как «Алые паруса», в Европе было не более десятка, в мире — около двадцати. Многие из них имеют свои традиции, историю, философию и будущее. Постановкой таких представлений занимаются «топовые» технические компании и дизайнеры.

Санкт-Петербург

Команда

  • Арт-директор
    • Дмитрий Орликов
  • Программный директор
    • Андрей Сёмин
  • Технический директор и дизайнер
    • Вячеслав Мащенко
  • Инженер-оператор
    • Владимир Малиновский
  • Менеджеры проекта
    • Ева Рубинштейн
    • Яна Саляхова
  • Технический персонал
    • 19 человек
  • Фото
    • Вадим Савицкий
  • Отдельное спасибо
    • Марине Фокиной
    • Василию Сазонову
    • Валерию Шагину

Другие шоу с большим фейерверком